messie_anatol (messie_anatol) wrote,
messie_anatol
messie_anatol

Categories:

Следы росписей на религиозные темы художника Петрова-Водкина в Питере и в Москве

Когда я в конце марта был в Питере, то совершал "сталкерские" прогулки по его окраинам. В один промозглый и слякотный день c утра я доехал до Финляндского вокзала.
Зашел в знаменитую рюмочную на вокзальной площади. Позавтракал яичницей и кружкой пива.
Зашел на вокзал.
Хотел доехать до "Удельной или "Озерков", но нужно было ждать электричку на 13 с чем-то.
Почти целый час.
Но зато отходила электричка на Девяткино.
Сел на нее.
До этого я читал посты жж-юзера FLACKELF, беженца из Киева, который любит ездить по питерским окраинам и снимать их.
Один из последних его постов как раз был посвящен окрестностям жд ветки до района Девяткино.
И разным интересными архитектурно-краеведческим объектами в этом направлении.
Я сел в электричку.
Народу было совсем мало.
С двух сторон из окон наблюдались всевозможные живописные питерские "ебеня".
Я купил билет до "Девяткино", но вышел, кажется, на платформе "Мурино".
FLACKELF живописал недавно у себя в жж парк Сосновка.
Я решил до него добраться и погулять по нему, хотя погодка была мерзкая.
Шел липкий, мокрый снег.
Я доехал на древней модели трамвая до станции метро "Гражданский Проспект".
И дальше с помощью карты стал пешком выдвигаться в сторону Сосновки.
Вышел к Муринскому парку и ручью с мостиками.
В итоге оказался в Сосновском парке, по которому прогулялся почти до станции метро "Озерки".
Но потом свернул к станции "Удельная", откуда поехал на деловую встречу в центр.
И не знал я, что проходил в паре шагов от Института Ортопедии , где в стену вмонтирована фреска Петрова-Водкина с Богоматерью и Спасителем. В справочнике пишут про этот институт: "Находится на севере СПБ по адресу -
Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 8.
Недалеко от Северного проспекта, Муринского ручья и парка Сосновка"
Богоматерь на стене больницы


Вот что сообщают знатоки творчества Петрова-Водкина:
"Во время обучения в Санкт-Петербурге, Петров-Водкин Кузьма Сергеевич начал свою карьеру художника. Первой его крупной работой было создание образа Богоматери на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике «Дультон»..."
Самое любопытное, что через нескольких дней я проезжал на трамвае от Светлановской Площади по 2-Муринскому проспекту в сторону метро "Площадь Мужества".
Тоже в тех же краях.
И знал бы - сошёл бы на одной из остановок и пешком дошёл бы до здания Ортопедической больницы, чтобы посмотреть на мозаику Петрова-Водкина.
Но, видно, пока не судьба.
Другие храмовые росписи Петрова-Водкина находятся в знаменитом соборе в Кронштадте.
И находятся сейчас в процессе реставрации.
До Кронштадта я тоже пока не добрался.

Петров-Водкин

Благовещение Петрова-Водкина в Кроншдадте

Петров-Водкин в Кронштадте - Архангел

Благовещение до реставрации

Боаговещение в Кронштадте

П.С. - Я совершил чудовищную серьезную ошибку в тексте про мозаику .
Оказывается, мозаика с Богоматерью и Спасителем Петрова-Водкина находится не на окраине Питера.
В новом здании Ортопедического Института в районе Северного Проспекта и Муринского ручья.
А на Петроградской стороне.
В старом здании Института.
Недалеко от Петропавловской крепости.
Об этом мне указала коренная жительница Питера в комментарии к моему посту.

Но следы росписей Петрова-Водкина на религиозные темы можно обнаружить и в Москве.
Есть в Москве знаменитое Введенское кладбище, где до революции хоронили иноверцев-христиан, католиков и протестантов.
Там есть мавзолей семей купцов Эрлангеров.

Часовня над склепом

Вот что сообщают краеведческие справочники:

"Мавзолей семьи Эрла́нгеров — усыпальница семьи мукомольных заводчиков Эрлангеров на Введенском кладбище в Москве. Построен в 1914 (1911?) году по проекту архитектора Фёдора Шехтеля.
Интерьер часовни над склепом оформлен мозаичным панно «Христос-Сеятель», выполненным мастерской Владимира Фролова по эскизу Кузьмы Петрова-Водкина.
Мавзолей является объектом культурного наследия федерального значения.
С 1990-х годов — действующая православная часовня, приписанная к храму Петра и Павла в Лефортове.

В июне 1910 года скончался Антон Максимович Эрлангер — московский предприниматель немецкого происхождения, ещё при жизни прозванный «мукомольным королём» России. Эрлангер построил в Сокольниках первую в России паровую вальцевую мельницу, а к 1910 году возглавляемое им «Товарищество для устройства мукомольных мельниц Антон Эрлангер и К°» оборудовало по стране около 800 автоматических мельниц. На свои средства предприниматель основал первую в России школу мукомолов и первый отечественный профессиональный журнал по мукомольному делу и хлебной торговле «Мельник».

Антон Максимович по вероисповеданию был католиком, а все члены его семьи — православными. Его похоронили на фамильном участке Эрлангеров на Немецком иноверческом кладбище рядом с отцом, дирижёром и композитором Максимом Эрлангером, а над могилой возвели небольшую деревянную часовню в виде русского терема. Некоторое время спустя наследники предпринимателя решили построить неподалёку от фамильного захоронения новый мавзолей, где впоследствии намеревались хоронить умерших членов семьи и куда запланировали перенести прах Антона Эрлангера. Проект мавзолея Эрлангеры заказали архитектору Фёдору Шехтелю.

В литературе встречаются разные даты постройки мавзолея: 1911 и 1914 год. Вторая дата, вероятно, является более точной, так как именно в 1914 году художник Кузьма Петров-Водкин получил от Шехтеля заказ на изготовление эскиза мозаики с изображением Иисуса Христа, которую архитектор хотел разместить внутри надсклепной часовни. Редкая тема мозаики — «Христос-Сеятель» — отражала сюжет рассказанной Иисусом «Притчи о сеятеле» и, одновременно, была явной художественной аллюзией к основному роду занятий Эрлангеров. Весной того же года Петров-Водкин выполнил эскиз на обозначенную тему, после чего мозаику набрали в санкт-петербургской мастерской Владимира Фролова, с которой Шехтель сотрудничал с 1898 года. К работам по отделке мавзолея архитектор привлёк и другого своего постоянного подрядчика — московскую «скульптурную, мраморную, бронзо-цинко-литейную» фирму «В. Л. Гладков и В. А. Козлов», владельцы которой были преемниками известной с 1872 года мастерской скульптора-орнаментиста А. С. Козлова.

Решение родными Антона Эрлангера вопроса о переносе его праха в новый мавзолей по каким-то причинам затягивалось, а с началом Первой мировой войны от этой идеи и вовсе отказались. В мавзолее похоронили его сына, Александра Эрлангера, покончившего с собой в октябре 1914 года. Александр стал первым и единственным представителем семьи Эрлангеров, похороненным в фамильной усыпальнице.

В советское время деревянная часовня на захоронении Эрлангеров сгорела, могилу Антона Эрлангера сравняли с землёй, а фамильный мавзолей пришёл в запустение. В 1990 году по инициативе православной подвижницы Тамары Павловны Кронкаянц началось восстановление мавзолея. Кронкаянц поселилась возле него, соорудив нечто вроде шалаша, и стала очищать склеп и часовню от скопившегося мусора, а также собирать пожертвования на ремонт мавзолея. Восстановленную на собранные средства часовню приписали к православному храму Петра и Павла в Лефортове, расположенному неподалёку от кладбища на Солдатской улице. Со второй половины 1990-х годов клирики храма служат в надсклепной часовне Эрлангеров панихиды. В 2001 году был снят документальный фильм «Прощёное воскресенье» (режиссёр Сергей Роженцев), в котором рассказана история подвижничества Т. П. Кронкаянц по восстановлению мавзолея Эрлангеров.

Ещё до восстановления мавзолея сложилось поверье о его чудодейственной силе, вылившееся в традицию писать просьбы и пожелания прямо на стенах надсклепной часовни. Эта традиция сохраняется и по сей день: белые стены сооружения быстро покрываются надписями, вследствие чего их приходится часто перекрашивать. Некоторые просьбы обращены к Богу, другие адресованы семье Эрлангеров, чьё имя написано над входом, «святой семье» и даже «святому Эрлангеру».

Архитектура и оформление
Объёмно-пространственная композиция и внешний декор

Проект часовни.
Рисунок Ф. О. Шехтеля. 1911
Мавзолей Эрлангеров представляет собой прямоугольный в плане подземный склеп—крипту, выступающая над поверхностью земли часть которого служит стилобатом для небольшой мемориальной часовни. По периметру стилобат отделан плитами тёмно-красного гранита, с уровня земли на него ведут две гранитные лестницы в три ступени каждая; одна лестница расположена по оси входа в часовню, другая — справа от него. Для освещения усыпальницы в углах площадки устроены четыре световых проёма. Вход в склеп находится позади часовни (ныне он накрыт металлическим навесом).
Небольшое квадратное в плане здание часовни выполнено в популярном в годы его постройки стиле неоклассицизма. Вытянутый по вертикали объём часовни завершён сильно вынесенным карнизом и увенчан полукруглым ребристым металлическим куполом на низком цилиндрическом барабане; на куполе установлен католический крест. Вытянутые вверх пропорции и постановка здания на высоком стилобате визуально выделяют его из ряда расположенных поблизости надгробных сооружений и памятников. Со стороны входа к объёму приставлен полуциркульный портик из двух колонн и двух пилястр ионического ордера и опирающегося на них мощного гладкого антаблемента. Выше портика на главном и боковых фасадах часовни расположены одинаковые арочные окна, закрытые фигурными бронзовыми решётками позднеампирного рисунка. Окно главного фасада снаружи обрамляет окрашенный под золото рельеф, контрастно выделяющийся на фоне гладких белых стен — два летящих навстречу друг другу ангела, поддерживающие лавровый венок с лентой. Эта декоративная деталь представляет собой переработанную тему летящих Слав — популярный после Отечественной войны 1812 года мотив оформления гражданских построек. Над входом, оформленным двустворчатыми дверями со стеклянным заполнением и забранным снаружи металлической решёткой, помещён контррельеф с надписью антиквой «Семья Эрлангеръ».

Интерьер часовни. Панно «Христос-Сеятель»

Вот как выглядит эскиз работы Петрова-Водкина для часовни-усыпальницы на бумаге
Христос-Сеятель на Введенском кладбище

Главным украшением интерьера является мозаичное панно «Христос-Сеятель» (2×1,5 м), расположенное в неглубокой нише с полукруглым завершением на торцевой (алтарной) стене часовни напротив входа. В левом нижнем углу панно имеются выполненные краской поверх мозаики авторская подпись Петрова-Водкина «КПВ», дата — «1914» и буква «Ф» — знак мозаичной мастерской Фролова. Мозаика выполнена из смальты методом обратного набора и отшлифована, что придаёт ей гладкую, почти зеркальную поверхность, равномерно отражающую проникающий в часовню свет.

А вот как выглядит мозаика в часовне Эрлингеров на Введенском кладбище

Мозаика Петрова-Водкина

Христос изображён в полный рост в виде сеятеля, идущего по вспаханной земле и бросающего в неё зерна. Фигура Христа дана в перспективном сокращении и кажется огромной в узком и вытянутом вверх помещении; это впечатление усиливается расположением мозаики — стопы сеятеля находятся примерно на уровне глаз смотрящего. Цветовая композиция панно основана на разрабатываемой в 1910-х годах Петровым-Водкиным собственной трёхцветной хроматической гамме: красный — синий — жёлтый. Контрастные сочетания этих основных цветов присутствуют как в изображении Христа (синий гиматий, красный хитон, охристые оттенки кожи и свечения вокруг головы), так и в пейзаже на заднем плане.

В остальном интерьер часовни весьма лаконичен. Стены выкрашены в белый цвет, декоративная роспись купола имитирует звёздное небо; по центру часовни подвешен светильник в форме одноярусного хороса. Вертикальное решение пространства подчёркивают плоские арки над оконными проёмами, поддерживающие купол..."

Я часто хожу на экскурсии на Введенское кладбище.
Или просто совершаю там одиночные прогулки.
Раньше - это было тихое место.
Очень удобное для "метафизических" размышлений о мире.
Присутствие большой Москвы совсем не oщущалось на его территории и в кварталах рядом с ним.
Немного раздражали,правда, в начале 2000-х годов представители субкультуров "готы".
В основном, девицы-петэушники, разодетые во все черное, изображающие из себя ведьм, распивающие дешёвые коктейли и портвейн на могилах и возле склепов, дико гогочущие при этом.
Но в последнее время вокруг кладбища застройщики поставили высокоэтажные элитные дома.
Кладбище тоже коомерциализуется мафиозными структурами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments