messie_anatol (messie_anatol) wrote,
messie_anatol
messie_anatol

Categories:

Мое интервью с украинским историком и политологом Андреем Минаевым о ситуации на Украине

С Андреем Минаевым я познакомился в украинском городе Черновцы в 2005-м году.
Я брал у него два интервью на тему актуальной украинской политики в 2006-м и в 2007-м годах.
Одно интервью было напечатано в газете "Московский Корреспондент".
Другое я размещал у себя в блогах.
Благодаря Андрею, я стал лучше разбираться в хитросплетениях современной украинской политики.
Интервью взято только несколько часов назад.
Я сформулировал вопросы и сразу по электронной почте отправил их Андрею.
Он мне "по горячим следам" сразу же на них ответил.
Андрей Минаев - профессиональный историк, в прошлом политолог и политик.
Но уже лет пять как отошел от активной политики.
По европейской классификации политических взглядов - "левоцентрист" или "академический марксист".
Есть еще такие термины как "неомарксист" и "постмарксист".
Был активным членом небольшой левой партии "Справедливость" в начале 2000-х годов.
Работал на выборах как политолог с СПУ (Социалистической Партией Украины).
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории нового и новейшего времени факультета истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университетата им. Юрия Федьковича.
Тема кандидатской диссертации - "Молодежный протест 60-х в странах Западной Европы".

- Андрей, я понимаю, что вас украинская политика давно достала.
Тем более, что вы варились в самой ее гуще.
Но, если вам не сложно - ответьте на мои вопросы в связи с последними событиями в Киеве.
Меня читает достаточно много народу на "фейсбуке" и в "живом журнале".
Большая часть читателей моих блогов интересуется политикой, но часто ничего в ней не понимает и живет разными красивыми мифами, далекими от реальности.
Особенно деятели культуры.
Это то, что касается российской политики.
А что уж говорить про украинскую.
Тем более, что многие на Украине давно не были.
Или, и если были, то недолго в Киеве или в Крыму.

- А.М.: Да, пожалуйста... Вряд ли я скажу что-нибудь нового, поскольку я не в гуще событий, а, скорее, демонстративно держусь в стороне, но, если Вас заинтересует, то пожалуйста...

- Я думаю интересны ваши оценки и как эксперта, и как жителя нестоличного украинского города.
Хоть и с богатой историей.
Как воспринимаются события в Киеве в Черновцах, скажем.
Интересен и взгляд со стороны.
Неангажированного в политике человека.

- A.М.: Я сегодня весь день на нервах.
( v_strane_i_mire: Наша переписка началась в воскресенье).
Вы, если хотите, сформулируйте опросник, я завтра-послезавтра попытаюсь ответить.
У нас в Черновцах поспокойнее гораздо чем в Киеве, но, боюсь, с понедельника и у нас все завертится.
У меня ощущение дежа вю...
Очень все похоже на "оранжевую революцию" 2004-го года.

- Я в Киеве был четыре дня в мае месяце этого года.
На поэтическом фестивале.
А в прошлом году летом в Коктебеле и в небольшом городке Путивль Сумской Области на границе с Курской Областью России.
В Киеве мне жаловалась творческая интеллигенция на проблемы с работой.
И создалось впечатление, что многие люди просто устали от политики.
Никому не доверяют - ни власти, ни оппозиции.
Получается - далеко не все.
А на нервах вы из-за политики?

- Андрей Минаев: Люди действительно устали от политики.
Устали от идиотизма власти и от интеллектуальной импотенции оппозиции.
В общем-то ничто не предвещало беды.
На "евромайданы" ходила преимущественно студенческая молодежь, которая в ближайшие дни должна была успокоиться — ведь скоро сессия зимняя начинается.
И тут идиотский разгон киевского "евромайдана".
Воистину, если бы его не было, то кое-кому его стоило выдумать.
Теперь всё страшно накалено на Украине.
Сегодня мои источники из оппозиционных кругов сообщили, что завтра по всем областям пройдут массовые митинги, участники сразу после их окончания отправятся в Киев, областные советы западных областей примут решения о неподчинении центральной власти и призовут к импичменту Януковичу.
Фактически это призрак 2004-го года.
Думаю, к понедельнику мы будем знать все расклады. Завтра я опишу Вам подробнее. Составьте опросник.


Вот наша сегодняшняя переписка:

- Андрей, набросал ряд вопросов.
Вы пишите у себя "в контактах", что центр протестов перешел теперь из Киева на Запад Украины.
В три области Галичины - Львовскую, Тернопольскую и Ивано-Франковскую?
Готовы ли другие регионы поддержать Галичину?
Тот же Запад Украины - Закарпатье, Буковина, Волынь?
Восток, Центр, Юго-Восток?
Кто у власти в трех областях Галичины?


- А.М.: Хотя три западноукраинские области являются наиболее активными, протестом понемногу охвачены и другие западные области.
В частности, сегодня под давлением студенческих демонстраций Черновицкий горсовет принял требование отставки Януковича.
Да, забыл ответить, кто у власти в областях Западной Украины: администрации областей контролирует Партия Регионов, а местные советы — радикальная оппозиция ("Свобода","Батькивщина", "Удар" и более мелкие партии).
Восток и Юго-Восток Украины умеренно лоялен нынешней власти, тамошние резолюции облсоветов пока поддерживают Януковича и призывают прекратить беспорядки.
Наиболее радикально настроен Крым: тамошний парламент призвал Януковича ввести чрезвычайное положение.

- Когда я у вас брал интервью последний раз в 2007-м годы, вы говорили, что существует сильный разрыв ментальный и экономический между Восточной и Западной Украиной?
За эти годы он углубился или наоборот?
Насколько сейчас экономика Востока Украины связана с Россией?
А Запада Украины с Европой?
Что происходит с украинской экономикой? Какой размер доходов населения по регионам? Разные люди мне называли разные цифры Например, в Харькове якобы - 150 долларов средний месячный доход.
Но другие харьковчане говорили, что 250 долларов.
Кому верить?
Какой средний месячный доход одного человека в Черновцах и области?
Сколько получают преподаватели Черновицкого Университета?

- А.М.:Я постараюсь дать ответы, но сразу скажу, что в финансово-экономических вопросах жизнедеятельности области я не особо разбираюсь.
Я историк все же, а не экономист.
Я не могу судить, насколько связаны экономики Запада Украины с Европой или Востока Украины с Россией.
Мне кажется, что связаны преимущественно с направлением выезда на заработки и на обучение.
Из какого региона - куда люди ездят.
Но я могу и ошибаться — давно не отслеживал эти вопросы.
Что касается экономики страны в целом, то она в стабильно тяжелом положении.
Еще с лета разные источники говорят об угрозах дефолта.
Часты случаи задержек выплат зарплат и стипендий.
В частности, с сентября (впервые за 12 лет, что я работаю в Черновицком универстите) у нас нерегулярно их выплачивают разным категориям работников.
Огромные жалобы существуют на госказначейство, которое манипулирует с финансовыми средствами.
Вопрос доходов в Черновцах сложный, я им давно не интересовался. Зарплата преподавателей очень дифференцирована, исходя из типа вуза, его уровня, а также из категорий преподавателей.
В целом же она невысока: где-то 2-2,5 тыс. грн. у ассистентов( 8 - 10 тысяч российских рублей), 3,5 тыс. у доцентов ( 14 тысяч российских рублей), 4,5 - 5 тыс. у профессуры )(18 - 20 тысяч российских рублей)...
( Одна гривна - примерно четыре российских рубля)

- Вы мне в прошлых своих интервью в 2006-2007-х годах дали интересную классификации населения Украины по самоидентификации. На Украине тогда проживали, согласно вашей классификации:

а) люди с советской самоидентификацией;

б) люди с советско-русской самоидентификацией;

в) люди с украинско-советской самоидентификацией;

г) люди с украинской самоидентификацией;

д) люди с русской самоидентификацией;

е) люди с "проевропейско-украинской" самоидентификацией;

ж) люди с "проевропейско-русской" самоидентификацией;

Понятно, что носителей советских самоидентификаций все меньше повсюду на постсоветском пространстве.
За эти годы какие-то изменения произошли с самоидентификацией населения Украины?

- А.М.: За истекшие годы выросло целое поколение (или несколько поколений), очень лояльно относящееся к Европе и европейским ценностям.
Это характерно для всех регионов и порой приобретает черты наивных форм (своего рода "карго-культ").
В частности, это связано с тем, что многие молодые были за рубежом (на каникулах, на учебе, на заработках).
Поэтому на сегодня геополитический вектор для молодежи сомнения не представляет (независимо от их политических и идеологических взглядов).
СССР расценивается молодежью преимущественно негативно, точно так же негативно оцениваются политические и культурные процессы в России.
Круг людей с "советской" ментальностью сужается по ряду причин (в том числе и возрастных).

- Что из себя представляет по взглядам политические силы в современной Украине?
В оппозиции и во власти?
В оппозиции такие лидеры как Яценюк, Кличко, Тягнибок?
И их партии?
Пользуется ли еще авторитетом Юлия Тимшенко?
Кто сейчас поддерживает Януковича?
Только часть олигархов и чиновников по материальным соображениям?
Есть ли поддерживающие по идейным соображениям?

- А.М.: В основном оппозиционные влиятельные силы представлены партиями трех лидеров — "Свобода" (Тягнибок), "Батькивщина" с присоединившимся к ней "Фронтом змин" ( "Фронтом перемен") (Тимошенко-Яценюк) и "Удар" (В.Кличко).
Тимошенко сейчас что-то вроде символа партии "Батьковщины", но реально она не влияет на свою структуру.
По популярности на первое место по последним опросам выходил Кличко, но его невыразительность во время протестов помогла выдвинуться на первый план Яценюка.
"Батькивщина" фактически не поменяла свою платформу за истекшие годы, но на Западе ее потеснила "Свобода".
Янукович малопопулярен же , идейных сторонников практически нет по причине фактически от отсутствия у его режима идеологического лица и постоянных геополитических шараханий. Если ему удастся удержаться сейчас, вероятность его переизбрания низка.
В Черновцах местные советы контролировали "регионалы", но сегодня их фракции фактически разваливаются под напором протестов.

- В чем заключается феномен ультраправой партии "Свобода"?
Почему достаточно маргинальная ультранационалистическая группа превратилась в парламентскую партию?
Это заслуга политтехнологов или харизматического лидера Тягнибока?
Насколько верны разговоры, что "Свободу" раскрутил Янукович с целью дискредитации оппозиции, используя ее в качестве пугала для избирателей Юга и Востока Украины?
Я слышал, что СНПУ ( Социал-националистическая партия Украины), из которой выросла "Свобода", спонсировал олигарх Фирташ, уроженец Ивано-Франковска, близкий к Партии "Регионов"?

- А.М.: Феномен "Свободы" в ее радикализме и ярко выраженной оппозиционности. Благодаря этому она усилила влияние даже среди радикальной молодежи Киева и Востока. Однако, в целом население относится к "Свободе" настороженно из-за идеи люстрации бывших коммунистов и национальных квот в исполнительной, законодательной власти и образовании.
"Свободу" спонсировали разные люди (называют имена разных украинских олигархов от Жвании до Фирташа), но "свободовцы" это отрицают.

- А "Батькивщина" - тоже радикальная оппозиция?
А есть ли нерадикальная оппозиция и люди либеральных "проевропейских" но умеренных взглядов?
Я слышал, что политиков таких нет, а только отдельные публицисты типа Возьняка во Львове.
Ну и беспартийные люди и деятели культуры.

- А.М.: Вопрос радикальности оппозиции довольно сложный.
Формально радикалы — это "свободовцы", тогда как "Батькивщина" и "Удар" — структуры умеренного праволиберального типа.
Но риторика, конечно, сегодня радикальна у всех оппозиционных партий, поскольку "регионалы" фактически монополизировали власть и ресурсы, изолировав или поглотив остальные политические партии и движения.
В этом смысле нынешние протесты тоже закономерны.

- То есть все эти партии и политики - это популисты с националистической риторикой?

- А.М.: Относительно популизма.
На сегодня НЕПОПУЛИСТСКИХ партий в стране нет.
От коммунистов и "регионалов" до "свободовцев" до "ударовцев" — все политические силы Украины ведут отчетливую популистскую риторику.
Что касается национализма, то националистической партией считается "Свобода". Элементы национализма у остальных оппозиционных партий зависят от ситуации и не играют существенной роли.
Особенно учитывая их проевропейские геополитические устремления, национализм отошел у них на второй или третий план.
Да и смешно считать, например, Кличко националистом — он по-украински читает с листочка чуть ли не по слогам и полжизни в Германии провел.

- А в вопросах экономики эти партии куда отнести?

- А.М.: "Батькивщина" — праволиберальная партия с элементами неоконсерватизма.
"Удар" — либеральная с элементами социального либерализма.
"Свобода" — радикальные националисты (с элементами расизма и евроскептицизма, хоть и тактически поддерживают евроинтеграцию Украины).

- А участники протестов в курсе, что у соседей западных Украины, членов Евросоюза ( Венгрии, Польши, Румынии) все очень негладко.
А у некоторых стран-соседей примерно как и на Украине дела неважно совсем с экономикой обстоят.
У меня, например, близкие родственники в Болгарии живут и я хорошо знаю про нее - там все совсем плохо. Такой же как и на Украине примерно уровень жизни. Коррупция и криминализация экономики чудовищная просто там.

- А.М.: В массе молодежь и люди среднего возраста на Украине ориентируются не на Болгарию, а на страны Западной Европы.
Многие понимают, что у новых членов Евросоюза все непросто, но не видят альтернативы курса на евроинтеграцию (около 15-20% молодежи по опросам хотели бы выехать на учебу или работу в Европу), особенно после таможенной войны, развязанной Россией против Украины (она сильно ударила по имиджу России внутри Украины).
Кроме того, очень отрицательно (как реставрация тоталитаризма) оценивается наступления РПЦ на общество и т.д.
Не всеми, но многими образованными людьми, даже теми, кто ранее были лояльны к России.

- А партии оппозиционные - это уже более менее реально сложившиеся партии. Или пока клубы политические во главе с харизматичным лидером?
Или на их основе будет реальная многопартийная система ,возможно, возникнет в будущем.

- А.М.:"Батькивщина" и "Свобода" имеют вполне сложившийся электорат и сферы влияния, а Удар основывается пока лишь на харизме "боксера номер один".
"Батькивщина" (с влившемся в нее "Фронтом перемен") и "Свобода" — вполне сложившиеся партии.
"Удар" — новая партия в стадии становления.

- Если бы в ближайшее время состоялись выборы, то могли бы вы дать прогноз по распределению голосов среди украинских партий?
Что из себя представляют электораты партий "Батьковщина", "Удар" и "Свобода"? Пересекаются ли они?
Слышал, что за "СВОБОДУ" голосовала большая часть протестного электората.
Которая голосовала раньше за КПУ, СПУ, "Батьковщину"...
А не только националисты.
И регионально они отличаются?
В каком регионе больше у каждой партии избирателей ?-

- А.М.: Относительно электората.
Частично он у оппозиционных партий пересекается.
В том смысле, что разочаровавшийся электорат на каждых новых выборах переключается на новый объект симпатий.
Наиболее радикален и социально активен электорат мной упомянутых западноукраинских регионов.
Например, ранее большинство в местных советах принадлежало партии Тимошенко — "Батькивщине", а ныне — "Свободе".
Да, протестный электорат голосовал за них в том числе.
А у молодых радикалов их авторитет обусловлен имиджем "единственной партии действия".
"Фронт змин" и "Удар" создавались как альтернативные проекты под неопределившийся и разочарованный электорат разных регионов Украины.
Но впоследствии "Фронт змин" влился в "Батькивщину" взамен на роль "лидера номер два" (а при отсутствии Тимошенко — и "номер один") для Арсения Яценюка.
"Удар" сегодня это партия для того электората, которого "достали все", но внезапно рейтинги В.Кличко начали резко расти и до начала протестов по соцопросам он считался единственным лидером, имеющим шанс победить Януковича уже в первом туре президентских выборов 2015 года.
По регионам я бы не взялся сегодня распределять электорат этих партий (в отличие от "Свободы") — они позиционируют себя как "общеукраинские" партии, чье продвижение на Восток Украины сдерживается лишь монополией там "Партией Регионов".

- То есть пока "Свобода" - это "западноукраинская", а не "общеукраинская" партия?

- А.М.: Несомненно.

- Еще один вопрос - вы мне говорили шесть лет назад, что для Украины желательна реальная "федерализация" и "регионализация" по типу Швейцарии или земель Германии.
То есть определенная культурная автономия, исходящая из исторического прошлого разных регионов Украины.
Вы и сейчас так считаете?
И насколько это реально?
А что происходит последнее время со статусом русского языка?
С образованием на русском языке?
Вроде на Востоке Украины кое-где появились вывески на русском.
В Черновцах как обстоит с этим дело?

- А.М.: Относительно федерализации Украины.
Я и сейчас считаю, что это был бы оптимальный вариант для нашей страны.
Однако, сегодня он совершенно нереален: "регионалы" этот проект фактически закрыли сразу после прихода к власти (и развернули курс на централизацию), а те, кто придут (или могут прийти) к власти в ближайшее время — отчетливые "унитаристы".
В Черновцах русский язык широко используется в быту, в общении (вот я веду на нем свою страничку "в контакте" и никаких нареканий со стороны других лиц не поступает, поскольку это частное дело).
Вывески только на украинском языке — это требование законодательства.

- Я когда последнее время бывал на Украине, то наблюдал, что многие люди устали от политики, не следят за ней.
Никому не доверяют, а к нынешней власти относятся как к меньшому злу.
Или это поверхностное мое впечатление?
Также я общался с представителями творческой интеллигенции, которые вначале поддержали "оранжевую революцию".
А потом разочаровались, увидев, что ничего для культуры серьезной не делается.
Также я встречал тех, кто поддержал Януковича с его командой, но тоже быстро разочаровались.
Объясняли, что он ,в основном, с группой его окружения занимается рейдерскими захватами собственности.
Насколько такие настроения у вас в городе распространены среди интеллигенции - среди преподавателей, литераторов и т.д.

- А.М.: Усталость населения от политики и политиков огромная.
Когда шли протесты на "Евромайданах", по требованию участников даже была убрана партийная символика. Протесты последних дней также начинались стихийно (по словам моих знакомых киевлян, главной причиной стала усталость людей от ментовского беспредела), а оппозиция уже позднее примазалась и попыталась направить в нужное русло. Если бы не разгон мирной демонстрации 30 ноября, "евромайданы" к новому году сошли бы на нет.
Януковича считали меньшим злом первые полгода-год. Сейчас многие (особенно киевляне) отмечают рост коррупции, беспредел милиции и чиновников, рейдерство и т.д.
Последние его шарахания по вопросу "евроинтеграции", полагаю, добили остатки рейтинга.
Впрочем, последние соцопросы проводились еще пару месяцев назад.

- Если Янукович уйдет - сохранится ли "ПАРТИЯ РЕГИОНОВ"? Если нет, то кто займет ее нишу?
А что происходит с КПУ (Компартическая Партия Украины), СПУ (Социалистическая Партия Украины), ПСПУ ( Прогрессивно-социалистическая партия Украины Натальи Витренко)?
Я читаю блогеров левых украинских. Но судя по их постам и статьям левые новые группы слабы и с друг другом вечно конфликтуют. И нишу заполнить некому левую пока.

- А.М.: Сейчас никаких прогнозов дать не могу — массовые протесты существенно повлияли и продолжают влиять на расстановку сил и влияние лидеров.
В "партии регионов" сейчас существует сильный кризис, вызванный разными мнениями относительно евроинтеграции и таможенного союза.
Протесты этот кризис усилили.
Мне сложно судить о судьбе этой партии.
Формально она продолжает сохранять большинство в парламенте, но в случае чего многие депутаты перебегут к победителям.
Я полагаю, что какая-то часть "регионалов" попытается сохраниться под новым названием, чтобы попытаться привлечь восточный электорат (возможно под старыми лозунгами двуязычия и федерализма или применив наработки покойного идеолога "регионалов" Кушнарева, бывшего губернатора Харьковской Области).
На сегодня никто занять их нишу не может — просто нет соответствующих фигур.

- А "восточный электорат" кроме "регионалов" кому-нибудь доверяет?
А для "Восточноукраинского электората" вопросы связей с Россией и двуязычия на первом месте?
Или экономические и социальные вопросы?

- A.М.: На сегодня активно действует только КПУ, имеющая негласную поддержку "регионалов".
СПУ ( Соцпартия) пережила ряд расколов и превратилась в карликовую партию. ПСПУ фактически сошла с арены.
Но КПУ сильно скомпрометирована связью с "партией регионов". Кроме того, "Свобода" требует запрета КПУ и коммунистической идеологии.
Что вполне может случиться.
Кстати, я мечтаю, чтобы КПУ сошло с арены.
Она сегодня компрометирует левую идею и блокирует создание иных левых партий.
Да, Ваши блоггеры правы: левые на сегодня не существуют на Украине как организованное идейное течение.
Мне тяжело оценивать нынешние чаяния "восточноукраинского электората": я живу в Черновцах и на Востоке был последний раз в 2006 году.
Из общения с восточноукраинскими блоггерами "в контакте" у меня не сложилось мнения, что культурные связи с Россией там приоритетнее социально-экономических вопросов.

- Андрей, еще про Черновцы и Буковину, если можно.
Что происходит в Черновцах и в Черновицкой области?
Какие настроения у населения?
Что с экономикой?
Кто находится во власти?
Каков состав областной рады?
По-прежнему много ли "заробитчан"?
Куда больше едут в южную Европу или в Россию?
Какие настроения у румынского населения?
Насколько проблема румынского меньшинства остра в Черновицкой Области? Я читал в интернете , что какие-то были стычки у "свободовцев" с венграми в Берегово. Может румынский и венгерский вопрос обостриться в будущем?
Румыния вроде дает паспорта жителям Буковины.
И Венгрия тоже.
Или уже приняла или готова принять такой закон

А.М.: В целом проблем с румынским меньшинством нет, большая часть молодежи вполне интегрирована в буковинское общество. Есть, конечно, явные румынские националисты, но они встречаются довольно редко. Есть проблемы с самой Румынией. 28 ноября там недавно объявлено днем Буковины.
Кстати, нынешняя власть фактически проглотила этот вопиющий случай без комментариев.
Румыния паспорта дает и многие берут. Но, поскольку двойное гражданство у нас недействительно, такой статистики не ведется. Берут паспорта в основном не из идейных/национальных соображений, а из-за упрощения выезда в Шенген.
Может ли обостриться? Не знаю.
Можно ли делать прогнозы в нестабильном государстве?

- В Россию на заработки из Черновцов и области ездят ли люди?
Я встречал несколько лет назад строителей из ваших мест.
Молдаван много сейчас в Москве. Каждый день слышу молдавскую речь у себя возле дома. Продавщицы, строители, хотя там в сторону сближения с Европой прогресс.
Но пока едут на заработки и в Москву.

- A. М.: Есть наши строители на заработках в России, но пропорционально к числу уезжающих на заработки в Европу их не так много.

- В Москве даже литовцы работают теперь строителями и дворниками. Может не так много. Но встретил один раз литовцев на улице и расспросил их.
В Литве, говорят, большая безработица.
А в Европе уже много литовцев.
На всех не хватает работы - вот, и приехали в Москву.
А куда едут из Черновцов больше на заработки - в Южную Европу, в Португалию, Испанию, Италию по-прежнему?

- А.М.:Я еще раз отмечу: у молодежи присутствует "евроромантизм", иногда доходящий до наивного "карго-культа". Этому есть много причин, часть из них я назвал.
Да, преимущественно в Южную Европу.
Встречал пару человек, ездивших в Швецию, но это экзотика для Черновцов.
Еще у украинской молодежи сейчас модно обучаться в польских вузах — там упростился прием граждан Украины.
Тут "евроромантизм" преимущественно имеет социально-экономические и идеологические корни и проявления.

- И последний вопрос - насколько на ваш взгляд, негибкая и грубая политика Путина и его команды способствовала радикализации протестов в Киеве ?

- А. М.: Способствовала довольно сильно.
Во-первых, Россия вчистую проиграла информационную войну за Украину еще тогда, когда развязала таможенную войну.
Тогда ведь многими украинцами это было воспринято как стремление превратить Украину в свой не то сырьевой придаток, не то рынок сбыта (и так комментировали не только оппозиционеры, но и "регионалы").
Во-вторых, хоть еще не вполне ясны все мотивы внезапного геополитического разворота Януковича накануне Вильнюса, но большинством протестующих (и доселе молчащих) это было воспринято, как победа Путина.
В-третьих, совершенно кондовое и однобокое (в каком-то "молотовском" стиле) освещение причин нынешних протестов и самих протестующих в некоторых российских СМИ быстро распространились по ютьюбу и стали "притчей во языцех".
Я уже не говорю о том, что, начиная с третьего срока политика Путина столь изобилует ошибками, что даже многими бывшими сторонниками на Украине воспринимается как деградация режима.

- Спасибо, Андрей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments